Закон с «дыркой» или проверяльщики не те?

Рейды по проверкам такси в Киеве приостановлены. Судя по всему, в других городах Украины в ближайшие месяцы – так же не стоит ожидать каких-либо серьёзных проверок такси на улицах, во всяком случае – со стороны ГАИ и ГАТИ. Что же произошло? Переловили всех нелегальных извозчиков? Такси вдруг в одночасье стало прозрачным и цивилизованным? Может кто-то получил «откат»? Или это эпидемия гриппа скосила контролёров?

Рейд

Aнатолий Галазюк — «ТАКСОПОРТ»

     Рейды по проверкам такси в Киеве приостановлены. Судя по всему, в других городах Украины в ближайшие месяцы – так же не стоит ожидать каких-либо серьёзных проверок такси на улицах, во всяком случае – со стороны ГАИ и ГАТИ. Что же произошло? Переловили всех нелегальных извозчиков? Такси вдруг в одночасье стало прозрачным и цивилизованным? Может кто-то получил «откат»?  Или это эпидемия гриппа скосила контролёров?
     По имеющейся у нас информации,  предоставленной общественными наблюдателями, двухнедельный рейд, проведённый на улицах Киева сотрудниками ГАИ и ГАТИ выявил следующее:

     До 80% водителей, находящихся за рулём автомобилей с опознавателями «такси» и им подобными – не оформили статус физ. лица-предпринимателя, не являются наёмными работниками других СПД и не имеют никаких вразумительных объяснений по поводу права оказывать услуги перевозки пассажиров. Однако, очевидная в таком случае претензия к гражданину по ведению хозяйственной деятельности без государственной регистрации и уплаты налогов – за пределами компетенции ГАИ и ГАТИ. Сотрудники УБЭП в таком случае, увы — не более результативны. Доказать факт незаконной деятельности и привлечь гражданина к административной ответственности –  по их же словам, оказывается, серьёзная проблема.

     Лишь один из десяти киевских таксистов работает, оформив статус СПД, лицензию Минтранссвязи,  и оплачивая  налоги по упрощённой системе налогообложения. Последнее, кстати, является практически единственным условием законного не использования  кассового аппарата в такси при приёме наличной выручки от пассажиров. (см. Закон Украины «Про применение регистраторов расчётных операций в сфере торговли и услуг» )

     В то же время, значительная часть из оставшихся 20% таксистов в обоснование законности своей деятельности предоставляет выписанные на них путевые листы и оформленные на их автомобили предприятиями-лицензиатами лицензионные карточки. С точки зрения ГАИ и ГАТИ  — такой таксист выглядит законно работающим на линии, т.к., согласно записи в путевом листе, услуги перевозки предоставляются им, как наёмным водителем предприятия-лицензиата,  причём, от имени того же предприятия, которое указанно в лицензионной карточке.      Другие вопросы, которые могли бы в подобных случаях выявлять незаконную «крышующую» схему  (см. ст. «Лицензионный лохотрон» ), а именно – вопросы, связанные с законностью использования чужих транспортных средств, трудоустройством наёмных водителей, инкассацией выручки предприятием-лицензиатом без обязательных для такого случая РРО – находятся за границей компетенции сотрудников ГАИ и ГАТИ. Для того, чтобы такие вопросы ставить –  нужны контролёры из других ведомств, причём –  с чёткими указаниями выявлять и пресекать нарушения.

     Таким образом, проверки в формате ГАИ-ГАТИ не могут решить задачу выведения из тени перевозок на такси. Более того, учитывая, что ежемесячные затраты нелегального извозчика на фиктивные путевые листы  –  меньше ставки единого налога для предпринимателя-перевозчика, работающего в правовом поле, такой формат проверок провоцирует  нелегала не к оформлению статуса СПД, лицензии и выполнению налоговых обязательств, а к вовлечению в  «серые» схемы «крышевания» лицензионными карточками,   стимулирует их разрастание и усиление влияния их руководителей.

     Никакой пользы от таких проверок не будет ни законопослушному перевозчику, ни пассажиру такси, ни бюджету города. Очевидна польза только для предприятий-лицензиатов, которые торгуют лицензионными карточками и путевыми листами. Большинство таких структур доходы от перевозки пассажиров уже давно не интересуют, ведь «бизнес» на продаже лицензионных карточек и путевых листов значительно «рентабельнее».

     Такие проверки не только бессмысленны, более того, они  вредны, ибо переориентируют нелегальный и аморфный сектор частных таксистов-одиночек в не менее нелегальный но  вертикально-структурированный и эффективно-управляемый теневой бизнес «крышующих» лицензиатов с немалыми финансовыми потоками, а значит — возможностями их руководителей влиять на ситуацию на рынке и властные структуры.

     Вместе с тем, есть ещё одна проблема, которая делает бессмысленными такие ГАИшно- ГАТИшные рейды. Эта проблема вырисовалась благодаря  «дырке» на стыке Законов Украины «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» и «Про автомобільний транспорт» . Приведение первого в соответствие второму в апреле 2007 года  спровоцировало серьёзный казус: перевозки на такси внутри населённого пункта оказались за границами лицензионных требований и вообще – вне требования оформления лицензии.

     Дело в том, что в феврале 2006 года в Закон «Про автомобільний транспорт» законодатель отдельной строкой прописал виды работ, подлежащие лицензированию, в т.ч. «внутренние перевозки на такси». Но тот же Закон в разделе основных терминов определяет «внутренние перевозки», как перевозки пассажиров и грузов между населёнными пунктами, расположенными на территории одного государства. И ничего не говорит о перевозках внутри одного и того же населённого пункта. А в 2007 Закон «Про ліцензування…» привели в соответствие к Закону «Про автомобільний транспорт», не обратив внимания на такую прореху.

     Соответственно, на сегодняшний день, требовать выполнения лицензионных условий, как и наличия самой лицензии у перевозчика, заявляющего, что он осуществляет перевозки только внутри населённого пункта — никаких оснований нет. Что, естественно, не отменяет обязанность такого перевозчика регистрировать право хозяйственной деятельности, оборудовать автомобиль такси согласно требований законодательства, учитывать выручку от перевозок и платить налоги. Но эти вопросы – должны задавать перевозчику не ГАИ и не ГАТИ, а органы по надзору за законностью хозяйственной деятельности, налогообложением и контролю за оборотом наличных денежных средств. ГАИ вместе с ГАТИ против нелегального городского таксиста сегодня практически бессильно.

     Официальную точку зрения инициаторов проверок по этому поводу высказал нашему порталу по телефону 04.11.2009г. Председатель ПСТУ Попик Василий Иванович.  

Василий Иванович Попик

Рейды приостановлены по инициативе ПСТУ в связи с:
— невозможностью в рамках согласованного формата проверок повлиять на нелегальных перевозчиков в их переходе к законному способу ведения хозяйственной деятельности;- нежеланием власти  изменить формат проверок, усилив их сотрудниками налоговой милиции и подключить органы прокуратуры к проверкам законности хозяйственной деятельности предприятий-лицензиатов;
— недейственности проверок только ГАИ и ГАТИ в направлении ликвидации схем «псевдолегализации» в такси;
— выявленной проблемой в законодательной базе таких проверок, а именно — выпадении внутригородских перевозок на такси из плоскости, контролируемой лицензионным законодательством.

     В связи с этим ПСТУ в ближайшее время планирует :
— инициировать обращение к Кабинету Министров Украины с предложением срочно поддержать внесение в Верховную Раду законопроекта, устраняющего озвученную выше проблему изменением формулировки понятия «внутренние перевозки» в разделе определений основных терминов Закона Украины «Про автомобильный транспорт»;- инициировать обращение в Верховную Раду с предложением рассмотреть такой законопроект как неотложный не позднее декабря с.г.;- в случае не реагирования органов власти призвать всех перевозчиков Украины к всеукраинской акции протеста с требованием поддержать такой законопроект, а так же выставить претензию по возврату средств, потраченных на оформление лицензий всеми перевозчиками, осуществляющими внутригородские перевозки, и оформившими лицензии позднее апреля 2007 года;- обратиться за поддержкой такой акции к объединениям автобусных и грузовых перевозчиков.Конец информации от ПСТУ.
     В принципе на этом можно было бы поставить точку. Если не задуматься ещё раз: а с какой целью проводились проверки такси государственными контрольными органами? Если эта цель —  принуждение участников рынка к переходу в правовую плоскость, защита законопослушного перевозчика от конкуренции с нелегалом, борьба с теневыми схемами в такси и, в конечном итоге – предоставление пассажиру качественной услуги, которая соответствует европейским стандартам, то при чём тут неверно выбранный формат проверок и «дырки» в лицензионной нормативке?

     Не работает такой формат – можно привлечь к проверкам налоговую милицию и прокуратуру. Есть проблемы с лицензионным законодательством, но не должно быть проблем с выявлением нарушений в праве ведения хозяйственной деятельности отдельными гражданами, в способе инкассации выручки хозяйствующими субъектами, оценке полноты уплаты налогов такими субъектами, не может быть проблем в определении законности использования транспортных средств теми или иными лицензиатами, как и в определении законности привлечения ими рабочей силы. Было бы желание выявлять.

     А вот если желания выявлять нет, а цель проверок была совсем другой: на словах пойти навстречу профсоюзу  таксистов  и  «сделать вид» – имеем то что имеем…      Как профсоюз проглотил такую «пилюлю»?

Анатолий Галазюк — «ТАКСОПОРТ»


Обсуждение — в этой теме нашего форума

Присоединись к нам на:
Facebook
Twitter

Следующая новость

Договір а-ля "ліцензійний" :)

Наводимо текст отриманого нами зразка «договору» з нашими коментарями червоним шрифтом. Формульування, що використані в «договорі», подаються без змін чорним шрифтом. ДОГОВІР № _________ найму транспортного засобу(без права надання послуг з перевезення пасажирів та їх багажу на таксі)і взагалі без права надання послуг третім особам, адже у предметі договору нижче […]